Театральный занавес: оформление и фото

Изначально театральный занавес использовался для того, чтобы отделить сцену от зрительного зала и обозначить начало и завершение пьесы. Эти функции он выполняет и сегодня. Но из простой портьеры занавес превратился в техническое устройство и красивую декорацию, нередко участвующую в представлении.

Занавес
Бордовый театральный занавес.

Как менялся театральный занавес в разные времена

Хотя театр существует с древних времен, закрыли сцену тканевым полотном лишь в Средние века. И сделали это не в Европе, а в Индии. Тогда занавес выполнял сакральную функцию, олицетворяя силы добра и зла.

Античные театры имели круглую сцену, которую невозможно было занавесить. Хотя в отдельных театрах, таких как шекспировский «Глобус» в Англии или итальянские площадные подмостки, появился тряпичный тент, спускавшийся с перекладины над сценой.

Впервые идея скрыть «черновое» закулисное действо от глаз зрителей и разработать для этого специальный механизм пришла в голову немецкому театральному декоратору Йозефу Фуртенбаху в XVII в.

Работая над «увеселительной архитектурой», Фуртенбах подумал, что сокрытие рабочих моментов позволит зрителям полностью погрузиться в мир пьесы, не отвлекаясь на закулисные действия актеров и перемещение декораций.

Однако оформление театральных сцен еще долго проходило без использования тряпичной ширмы. Занавес появился во всех театрах только в XVIII в.

Исторические типы

Со временем мировые театры стали применять не стандартные занавесы, а разрабатывать оригинальные.

Так появилось несколько исторических типов театрального занавеса:

  1. Брехта. Самый старый тип устройства. Представляет собой 2 полотнища на горизонтальном тросе, которые скрывают лишь нижнюю часть сцены. Открывается вручную. И хотя сейчас существуют разные механизмы, некоторые режиссеры намеренно используют этот простой вид занавеса.
  2. Вагнера. Усовершенствованный тип занавеса Брехта. Полотнища полностью скрывают сцену и раскрываются с помощью механизма, который стягивает уголки ткани к краям площадки.
  3. Полишинель. Этот тип занавеса придумали во Франции. Полотно, скрывающее сцену, похоже на экран. И поднимается оно с помощью барабана над просцениумом.
  4. Кабуки. Эффектный вид театрального занавеса. Полотно не поднимается и не раскрывается, а просто падает перед просцениумом.
  5. Итальянский. Классический тип устройства, когда 2 половины портьеры раздвигаются к краям сцены.
  6. Французский. По механизму похож на итальянский занавес, только кроме боковых есть дополнительное полотнище, которое перемещается вверх.
  7. Австрийский. Этот вид узнаваем по драпировке с множеством горизонтальных сборок.
  8. Венецианский. Другой вид занавеса с драпировкой, только складки не горизонтальные, а вертикальные.
  9. Римский. Цельное опущенное полотно без пышных складок. Полностью поднимается под потолок.

Для чего предназначен

Театральные режиссеры используют полотнище, скрывающее сцену, как прием, усиливающий предвкушение праздника. Это как занавеска на объективе фотоаппарата. Ее убирают, и начинается действо.

Зрители смотрят на тканевый «экран», который может быть пустым или пышно украшенным, сложным или простым. Так они уже могут зарядиться необходимой атмосферой предстоящей игры.

Недаром в театре занавес оформляется художниками. Они создают не просто большую штору, которой закроют площадку. Учитывается все: фактура ткани, цвет, рисунок, дизайн. Даже то, как будет раскрываться полотнище.

Занавес
Занавес открывается и начинается волшебство.

Разновидности и механизмы занавесов

Существует несколько механизмов и разновидностей театральных занавесов. Все они активно используются в театрах, несмотря на то, что современные технологии позволяют усовершенствовать старые устройства и создавать новые конструкции.

Антрактно-раздвижной

Антрактовый занавес относится к стандартному оборудованию сцены. Сейчас им оснащены не только театры, но и большинство культурных заведений. Чаще всего используется раздвижной тип.

Главное требование к раздвижному полотнищу — синхронное движение его частей к краям сцены. Раздвинуть полотна ровно позволяет особая система. Она должна работать тихо и без сбоев.

Только синхронное раскрытие 2 полотен, красиво укладывающихся в складки у края просцениума, произведет впечатление на зрителей до выхода актеров.

Антрактно-раздвижной
Антрактно-раздвижной тип механизма занавесей.

Подъемно-опускной

Этот вид появился в театрах первым. Им оборудовались некоторые площадки в Древней Греции. Сегодня подъемный механизм чаще используют в музыкальных театрах. Такой занавес, величественно поднимающийся и опускающийся, создает торжественную обстановку.

Подъемный механизм в небольших театрах представляет собой крупный валик, который располагается под потолком. Полотно наматывается на валик. В больших зданиях с высокими потолками полотнище крепится к балке, которая тянет за собой ткань.

Механизм с балкой позволяет создавать большие полотнища из толстых тканей со сложной драпировкой. В отличие от раздвижного занавеса, который может слегка шуршать во время движения, подъемное полотнище никогда не опускается до конца, чтобы штанкет не стучал о площадку.

Подъемно-опускной
Подъемно-опускной механизм для штор.

Комбинированный

Встречается и более сложный механизм — комбинированный. Полотнища могут как раскрываться, так и подниматься. Иногда обе системы включаются одновременно. Какой механизм использовать, определяется возможностями театра и стилевыми характеристиками постановки.

Комбинированный
Комбинированный тип занавесей.

Складной

Более сложный вид подъемной портьеры. Только полотно не передвигается вверх, а складывается под потолком. Итальянцы называют этот механизм «подъем наполовину».

В ткань вставляются направляющие. С их помощью полотно складывается частями: нижняя часть скрывается за средней, а та — за верхней. Такой механизм применяется в помещениях, где по техническим причинам невозможно использовать подъемные или раздвижные устройства.

Складной
Складной тип механизма штор.

Австрийский

Австрийский занавес — это не только оригинальная драпировка, но и особенный механизм. Полотнище разделено на секции, собранные в складки. Каждая секция разделяется вертикальными направляющими.

Снизу расположены специальные точки, за которые по вертикальным направляющим полотно поднимается. Особенность австрийского занавеса заключается в том, что все секции могут подниматься ровно, а могут изгибаться, образуя фигурную линию. Например, повторять форму изгиба арки.

Австрийский
Австрийский занавес.

Варианты оформления

Оформлением занавеса в театре занимаются художники. Однако эта работа более ответственная, чем разработка костюмов. Ведь занавес нередко становится визитной карточкой театра.

Зрители видят полотнище перед каждым представлением и ассоциируют его с качеством и уникальностью предлагаемого на сцене материала.

Поэтому многие театры стараются создать необычные портьеры, украсить их оригинальным рисунком, эмблемой с масками и прочей театральной атрибутикой.

Например, Большой театр гордится историческим «золотым» полотнищем, которое восстанавливалось по картинкам и фотографиям театра Российской Империи.

Большой
Золотой занавес в Большом.

А в Мариинском театре огромное величественное полотнище, дизайн которого разработан в начале XX в., является не просто эмблемой и большой работой художников, а настоящим произведением искусства.

Антрактное полотнище служит театру много сезонов. Но есть и игровой занавес, который создается на 1 сезон или для спектакля. Здесь художник дает волю фантазии.

На полотнище наносится яркий рисунок, печатаются фото, ткань обильно украшается тесьмой, лентами и бахромой. А иногда полотнище не украшают совсем и оставляют без раскраски и изображений, что тоже отвечает характеру постановки.

Мариинском театре
Занавеси в Мариинском театре.

Устройство театральных штор

Сначала театральные шторы открывались вручную. Но со временем изобрели механизмы, позволяющие автоматически раздвигать или поднимать полотна. В XIX — XX вв. это были электрические механизмы, а в XXI в. занавес переведен на компьютерное управление.

Механические устройства позволяют создавать тяжелые, объемные и сложные портьеры. Такие, какие раньше бы не подняли вручную. Теперь же эти сложные конструкции не просто украшают сцену, но и красиво двигаются.

Для движения прокладывается специальная «дорога». Она может быть тросовой, линейной или нелинейной. А с появлением компьютерных технологий появилась возможность прокладывать рельсовые системы. Так полотнища, контролируемые дистанционно, могут двигаться по сложной траектории.

Портьеры
Сложная конструкция портьер.

Виды тканей для изготовления

Классический вариант оформления театральной сцены — это бархатный бордовый занавес с тесьмой и бахромой золотого цвета. Это аристократическое сочетание цветов и благородная ткань отвечали запросам публики и подчеркивали их статус — долгое время театр был развлечением привилегированного сословия.

Красный бархат остается любимым вариантом многих театров. Конкуренцию ему составляют плотный шелк или не такой дорогой блэкаут. Эти ткани почти не пропускают свет. Кроме красного встречаются синие и зеленые цвета.

Однако сегодня используются и необычные по составу материалы, сочетание тканей и даже синтетические шторы, которые, например, способствуют шумоизоляции и устойчивы к износу.

Бархат
Бархат и атлас в изготовлении театральных занавесей.

Какие еще существуют элементы одежды сцены

Сцена украшается не только занавесом. Бывают арлекины — ламбрекены, которые крепятся сверху. Падуги — полоски ткани под потолком в глубине сцены, маскирующие техническое оборудование. Кулисы размещают сбоку, чтобы скрыть артистов и инвентарь за сценой, а также разбить площадку на зоны. В глубине ее размещается задник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: